Интервью с Михаилом Дмитриевым
Feb. 17th, 2014 07:51 pm— Ломка пенсионной системы – только часть того, что сейчас происходит. Глобальные начальственные импровизации стали нормой жизни. Не кажется ли вам, что предрасположенность к внезапным зигзагам была изначально запрограммирована в том персоналистском режиме, который возник в начале нулевых годов? Не считаете ли вы ретроспективно, что сотрудничество с режимом было опасной игрой даже на ранних его стадиях? Признаюсь, что и себе задаю тот же вопрос – сам делал на него ставку.
— Любая система, ограничивающая политическую конкуренцию, имеет опасную тенденцию к сверхцентрализации принятия решений. Мы это прекрасно понимали и 15 лет назад. Но в первые годы такая централизация позволила провести многие важные для экономики реформы, которые ускорили экономический рост. На мой взгляд, по итогам первого десятилетия политической централизации баланс экономических плюсов и минусов был положительным. Не берусь судить, были ли у России в те годы другие альтернативы для успешного экономического развития. Но сейчас мы подошли к черте, за которой издержки неконкурентной политической системы уже превышают ее преимущества.
— Или перешли эту черту.
— Сложившаяся система политических институтов в нашей стране становится сдерживающим фактором для экономического развития, особенно в несырьевых секторах. Но общественная реакция на эту ситуацию представляется вполне рациональной. Согласно социологическим данным, в последние полтора года массовый запрос на демократизацию нарастает, особенно за пределами Москвы.
— В последние три года почти каждый из докладов ЦСР становится сенсацией. Задача этих документов, как я ее понимаю, — анализ перспектив и последствий выхода широких масс на политическую сцену. Чувствуется, что вы в последние годы находитесь в процессе корректировки своих взглядов, отказа, может быть, от многого привычного. Но, допустим, у нас установится демократический режим, который будет проводить политику, которую вы, как экономист и специалист по социальным проблемам, будете считать неверной. Что лучше — чтобы такого режима не было, или чтобы он, наконец, пришел?
— Возможности дальнейшего экономического развития в рамках сложившейся негибкой политической системы сократились. Повышение политической конкуренции действительно создает риски нестабильности и чревато всплесками популизма. С этими издержками политической конкуренции сталкиваются другие страны БРИК, кроме России и Китая. Но это не препятствует их успешному экономическому развитию. Конкурентная политическая система обеспечивает успешное развитие и в большинстве других стран с экономикой догоняющего типа. Риски есть всегда. Но отсутствие политической конкуренции налагает все большие ограничения на дальнейший рост экономики.
— И лучше рискнуть?
— Считаю, что на новом этапе развития у России просто не будет другого выбора.
Беседовал Сергей Шелин
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2014/02/16/1233301.html
ПОЛНОСТЬЮ http://www.rosbalt.ru/main/2014/02/16/1233301.html